Права человека

Незащищенные от кулаков супругов-агрессоров

Foto: bbc.co.uk

Помимо выносимых побоев и унижений в семье, многим женщинам, ставшим жертвами ярости супругов, приходиться бороться и со слепым правосудием, которое игнорирует их вместо того, чтобы защищать. Из-за все еще неизжитой безответственности полицейских, некоторые женщины, долгие годы избиваемые и унижаемые мужьями, оказываются в ситуации, когда их самих же обвиняют в насилии над супругами. И чтобы доказать свою невиновность им приходится годами обивать пороги всевозможных инстанций.

Каждая шестая горожанка и каждая седьмая сельчанка как минимум раз в жизни подвергалась насилию в семье, по данным национального исследования. Если отбросить математику, то любая женщина, оказавшаяся под градом тумаков того, которому поклялась в любви и верности, переживает особую трагедию. Но в таком традиционалистском обществе как наше многих из них объединяет один и тот же страх – не стать мишенью для сплетен и пересудов. Редко кому хватит смелости отбросить предрассудки и попытаться постоять за себя до победного конца, то есть до Европейского суда по правам человека. До сих пор правительство Молдовы проиграло четыре таких процесса в ЕСПЧ и было обязано выплатить из казны каждой истице свыше 17.000 евро, по той причине, что и государство было безжалостным к пострадавшим. В то время как власти бахвалятся статистикой, годной для показа по телевизору, женщин побуждают склонять голову и обращаться с супругом-агрессором «по-хорошему».   

«Обращайтесь с ним по-хорошему, чтобы в семье было ладно»

Елена T., Фото: ЦЖЗ

Дело Елены T. (имя изменено - прим. ред), 43 лет,  рискует стать пятым по счету проигранным нашей страной в ЕСПЧ, ибо оно в процессе рассмотрения европейской инстанцией. Ее проблемы начались в 2007 году, после шести лет супружеской жизни, когда муж потерял работу и стал топить свое горе в стакане. «Когда напивался, жестоко избивал меня, бил кулаками и ногами куда попало. Как в боксерскую грушу. Нередко бил и нашего сынишку. Четыре года все сносила, пока однажды, в 2011 году, не лопнуло мое терпение. Увидела рекламу по телевизору с номером телефона горячей линии «La Strada». Набралась храбрости и позвонила. Адвокат Дойна Стрэйстяну назначила мне встречу. Вот тогда-то я и осмелела. До этого я колебалась, мне было стыдно перед соседями. Один-единственный раз решилась обратиться к врачу, когда он ударил меня ногой в лицо. Целый месяц ходила с проволокой во рту – зубы лечила», - разматывает нить событий Елена. Женщина осмелела и почти каждый раз, когда муж буянил, стала вызывать участковых инспекторов. «Но настал момент, когда полицейские заявили, что сыты по горло нашими проблемами, мол, бензина не напасешься ездить к нам. Сказали: разбирайтесь сами. Поверили мне только тогда, когда увидели со сломанной ногой в «скорой помощи». И у социального ассистента не нашла поддержки. «Если хотите, чтобы в семье было ладно, обращайтесь с ним по-хорошему» - посоветовали мне там», - рассказывает Елена.  

Жертва, превратившаяся в агрессора

При помощи адвоката женщина добилась в суде выдачи нескольких защитных предписаний, обязывающих супруга не приближаться к жене и ребенку на протяжении нескольких месяцев. Одновременно против него были возбуждены четыре уголовных дела – два за насилие в семье, одно за то, что угрожал смертью, и еще одно за несоблюдение защитных предписаний. Несмотря на все это, в мае 2012 года, мужу тоже выдали защитное предписание сроком на 30 дней, призванное оградить его от жены, поскольку его признали «жертвой насилия в семье». «Как могла судья Любовь Прутяну выдать такой документ мужчине, неоднократно признанному этой же судебной инстанцией агрессором в семье с выдачей жене пяти защитных предписаний, человеку, состоящему на учете в участковом отделении полиции как семейный агрессор и с букетом уголовных дел? Она не имела морального права этого делать, зная, что человек, пришедший просить защиты, злоупотребляет законом», - утверждает адвокат Дойна Стрэйстяну, член Совета по предотвращению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства. Мужчину все же в конце концов осудили к двум годам лишения свободы. «В июле его должны освободить. Честно признаюсь, боюсь, что он выйдет на свободу и отомстит», - признается Елена.    

«Боялась людских пересудов»

Дело Людмилы И. (39 лет) из Унгень еще раз подтвердило, насколько несправедливым может быть правосудие в нашей стране. Она 16 лет сносила побои и унижения супруга, с котором вырастила троих детей, 18, 14 и 10 лет, а закончилось тем, что против нее возбудили уголовное дело. Молчала и терпела из боязни людских пересудов и сплетен. «Всегда боялась – «а что люди скажут?», поэтому страдала и молчала. Когда дети возвращались из школы, заставали меня в слезах и с синяками на лице. «Опять посорилась с отцом?», - спрашивали они меня. Когда терпеть уже стало невмоготу, лопнула чаша терпения, я сказала им: «Дорогие мои детишки, я больше не могу. Пока вы в школе, меня избивают », - делится женщина своей историей. «Он почти всегда был агрессивным. Считал, что я транжирю деньги. Когда уезжал на заработки в Россию, присылал по сто долларов в месяц. Как можно было на эти деньги обеспечить насущно необходимый минимум трем детям? Если, не приведи Господь, рвалась обувь детей, пыталась заклеить ее так, чтобы он не заметил. Иначе мне грозили тумаки и унижения», - вздыхает Людмила. В 2011 году она сказала себе «Баста! Хватит!». Потребовала развода и вместе с детьми переехала к своим родителям. Это, однако, не положило конец проблемам.

Он со штрафом, она – с уголовным делом

«Почти все наши вещи остались дома, поэтому когда настали холода я пошла забрать вещи детей. Он пригрозил мне, чтобы я больше не смела переступать порог дома, поскольку дом принадлежит ему. Я ждала под дверью, чтобы он пришел, но поскольку прошло слишком много времени, а его все не было, я позвонила участковому полицейскому и сказала, что хотела бы зайти в дом. Участковый сказал, что я имею полное право сделать это, так что нечего бояться», - вспоминает женщина. Мужчина набросился на нее в тот момент, когда она искала пару сапог. Одной рукой схватил за горло, а другой бил по голове до тех пор, пока она не потеряла сознание. Очнулась от того, что мужчина бил ее по лицу. «В тот момент кончик мизинца его руки попал мне в рот. Я укусила его, а он поспешил позвонить участковому. Я убежала к соседке, откуда и вызвала «скорую помощь», - рассказывает Людмила. Мужчина отделался штрафом в 1.000 леев, а она попала в больницу на 10 дней, и, как ни парадоксально, против нее возбудили уголовное дело, по которому ей угрожает пять лет тюремного заключения.

Юрист Лилия Потынг, Фото: ЦЖР

«Согласно обвинительному заключению прокурора, действия мужчины полностью вписываются в положения Уголовного кодекса, но одновременно они вписываются и в положения Кодекса о правонарушениях. Исходя из положений статьи 117 Уголовного кодекса, деяние было квалифицировано на основе нормы, предусматривающей более мягкое  наказание. А женщину обвинили в причинении телесных повреждений средней тяжести вследствие укуса мизинца правой руки мужа», - комментирует юрист Ассоциации «Promo-Lex» Лилия Потынг, которая занималась этим делом. Почти все жалобы, поданные Людмилой прокурорам и в судебную инстанцию с целью пересмотра решения о возбуждении уголовного дела, были отклонены. Женщина была оправдана Высшей судебной палатой только в 2014 году, после трех лет тщетных попыток доказать, что она фактически была жертвой, а не агрессором.  

Игнорируемые только за то, что они женщины

Все четыре решения ЕСПЧ в пользу женщин, подвергшихся насилию в семье, были вынесены относительно недавно: в 2013 году и в начале 2014 года. Во всех этих процессах судьи пришли к заключению, что пострадавшие подверглись дискриминации со стороны властей по той простой причине, что они... женщины. «Независимо от того, являешься ли женщиной или мужчиной, ты обладаешь равными правами, которые должны соблюдаться. Наши власти, однако, не руководствовались этим принципом», - утверждает  Татьяна Морару (31 лет), истица в последнем процессе, проигранном Молдовой в Европейском суде по правам человека.

Адвокат Дойна Стрэйстяну, Фото: ЦЖР

Адвокат Дойна Стрэйстяну, представлявшая интересы истиц в двух процессах в Страсбурге, а именно Лидии Мудрик и Лилии Еремия, говорит, что оба осудительных приговора являются следствием халатного отношения полиции, прокуратуры и судебных инстанций. «В деле Лидии Мудрик, к примеру, мы добились выдачи трех защитных предписаний. Но даже несмотря на это ее бывший супруг, с которым проживали в одном дворе, не мог успокоиться. Был агрессивным и выгонял ее из дому. Прокуроры говорили, что ничего не могут сделать. Однако после нашего обращения в ЕСПЧ с ходатайством рассмотреть это дело в срочном порядке, местные блюстители закона так быстро мобилизовались, что всего за один день осудили агрессора. Я не уверенна, что у этого человека был адвокат в процессе, вероятнее всего были попраны все его права. Полицейские и прокуроры бросились из одной крайности в другую: от ничегонеделания к действиям наобум. Будь у этого человека хороший адвокат, дело бы дошло до ЕСПЧ, а наши власти оказались бы в весьма неприятной ситуации», - комментирует член Совета по предотвращению и ликвидации дискриминации. Адвокат ссылается на статистику и уточняет, что «80 процентов жертв насилия - женщины». 

ЕСПЧ: «У вас хорошие законы»

Страсбургские судьи неоднократно писали черным по белому, что законодательство нашей страны, призванное предотвращать насилие в семье, является очень хорошим. «Законы соответствуют стандартам Европейской конвенции. Проблема, однако, заключается в том, как они применяются», - утверждает Дойна Стрэйстяну.

«Некоторые полицейские, прокуроры и судьи пренебрегают жалобами жертв, отказывают во вмешательстве по самым разным причинам и тем самым оставляют их беззащитными пред лицом реальной опасности», - дополняет коллегу Лилия Потынг из «Promo-Lex».

Не напрасно в сентябре прошлого года Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин впервые потребовал объяснений от кишиневского правительства по поводу одного случая насилия в семье. Пострадавшая пожаловалась, что даже после развода поведение ее супруга, с которым вынуждена проживать в одной квартире, не изменилось, он продолжает оставаться агрессивным. Поскольку она часто обращалась в полицию, стражи правопорядка взяли ее на учет как семейную скандалистку. Истица была вынуждена покинуть собственное жилище. «В течение шести месяцев с момента подачи обращения правительству надлежало представить свою позицию», - сообщила нам Лилия Потынг, представляющая интересы пострадавшей в этом деле.

Власти бахвалятся «завидными» результатами

«Бороться с явлением насилия в семье – обязанность всех структур, а не только прокуроров. Процесс расследования зависит от того, каким образом каждый представитель компетентных структур делает свое дело. Более того, хотя насилие в семье существовало всегда, в Молдове это явление стало предметом обсуждения только в последние годы. Специальный закон в отношении жертв насилия появился в 2008 году. Ситуацию невозможно изменить в одночасье», - защищается начальник отдела по делам несовершеннолетних и правам человека Генеральной прокуратуры Юрий Перевозник. Страж правопорядка все же допускает, что некоторые его коллеги не всегда на высоте, когда речь идет о делах по фактам насилия в семье. «К сожалению, существуют ситуации, подтверждающие тот факт, что прокуроры не выполняют свои обязанности надлежащим образом. Это объясняется целым рядом факторов. Один из них заключается в том, что в восприятии общества супруги это единое целое – сегодня ссорятся, завтра мирятся. Но это ошибочное восприятие. Другой фактор – поведение жертв. Сегодня жалуются, завтра забирают жалобу, а прокурор остается с неразрешенным делом и рискует получить выговор от вышестоящего начальства. Третий фактор это необходимость усовершенствования законодательной основы, а именно процедуры расследования такого рода дел», - считает Юрий Перевозник.

Зато начальник управления общественной безопасности Генерального инспектората полиции Марин Максиан хвалится «завидными результатами». «Очень многое делается для борьбы с этим явлением. В качестве примера можем привести тот факт, что количество защитных предписаний для жертв насилия в семье, запрошенных участковыми инспекторами, значительно увеличилось. Сейчас разрабатываем определенные механизмы, такие как учреждение защитного предписания сроком на 72 часа, которое могли бы выдавать полицейские», - говорит Марин Максиан.

Помощь от  «Casa Mărioarei»

Если не доверяют представителям органов правопорядка, а больше не к кому обратиться за помощью, женщины могут рассчитывать на специализорованные центры, где им окажут юридическую и психологическую помощь. «Casa Mărioarei», например, одно из немногих учреждений страны, предоставляющих услуги и приют жертвам насилия в семье. В прошлом году специалисты учреждения оказали юридическую или психологическую помощь почти 1.000 женщинам. Около 100 жертв насилия нашли пристанище на некоторое время в «Casa Mărioarei». «В стране это практически единственный центр такого рода, хотя они необходимы. Многим жертвам домашнего насилия некуда обратиться, а если и обращаются, то порой случается, что они не получают искомую помощь. И специалистов, оказывающих помощь бесплатно, у нас мало. Услуги юриста или психолога стоят недешево, а эти женщины чаще всего просто не имеют денег, чтобы заплатить», - констатирует директор учреждения Елена Буркэ.

Тревожные цифры

По утверждениям прокурора Юрия Перевозника, в 2013 году зарегистрировано в общей сложности 3.000 обращений в связи с насилием в семье. На основе 1.400 из них были возбуждены дела о правонарушениях, другие 1.354 обращений послужили основанием для возбуждения уголовных дел. Около 860 дел были направлены в суд. Согласно данным, представленным Генеральным инспекторатом полиции, за первые девять месяцев 2013 года 296 женщин и детей получили статус жертвы с выдачей защитных предписаний. Но самое страшное, что в этот же период 22 человека были убиты в результате ссор и конфликтов в семье.

Расследование выполнено в рамках Кампании «Журналисты за равные возможности и разнообразие», проводимой Центром журналистских расследований при поддержке Программы «Равенство и гражданское участие» Фонда Сорос-Молдова. Финансирующее учреждение ни коим образом не влияет на сюжет и содержание публикуемых статей по материалам журналистских расследований. 

Материалы платформы www.investigatii.md могут быть использованы только в сокращении до 1000 символов. В обязательном порядке следует указывать источник и имя автора материала. Все интернет ресурсы обязаны указывать источник и прямую ссылку на статью. Печатные издания, радиостанции и телеканалы должны озвучивать источник. Копирование полного текста разрешается только по предварительной договоренности с Центром Журналистских Расследований. Все материалы платформы Investigatii.md защищены Законом №139 об авторском праве и смежных правах.

Комментарии