Окружающая среда

Незаконная добыча песка: одни наживаются, а страна в накладе

Sursa: undefined

Республика Молдова обладает двумя внутренними водными  путями международного значения: реки Днестр и Прут. Представители флотов этих двух рек утверждают, что необходимо постоянно чистить судоходные пути, однако под этим предлогом ежегодно добываются сотни тонн песка, гравия, гальки  и камня. Все эти материалы сбывают нелегально, без всякого учета. Чаще всего работы ведутся в местах, в которых, фактически, не курсируют суда, утверждают работники Министерства окружающей среды. Более того, добыча песка не является лицензионным видом коммерческой деятельности, а это значит, что те, кто занимаются ею, нарушают закон. Хотя в пояснительной записке к одному законопроекту  власти оценивают нанесенный ущерб в период 2002 – 2014 годов в два миллиона леев, за последние пять лет Национальный центр по борьбе с коррупцией возбудил только одно единственное уголовное дело. 

Заброшенная техника в Оницкань. Фото: ЦЖРМ

Одна из зон Днестра, откуда песок добывали на протяжении многих лет, находится неподалеку от села Оницкань района Криулень. На окраине села есть даже импровизированный указатель для желающих купить добытый из реки строительный материал. Местные жители говорят, что одна фирма продавала здесь песок и гравий, а цена доходила до 3.000 леев за крупнотоннажный грузовик. Несколько месяцев назад «предприятие» перебралось на другой участок реки. В Оницкань осталась заброшенная техника и цистерна, оборудованная под жилье для тех, кто вел работы. А рядом «ограбленный» Днестр продолжает нести свои воды.

Фактически, из-за массивной добычи песка на некоторых участках река стала похожа на болото. На многочисленных островках, пестрящих в русле реки на сегменте Сорока – Дубэсарь, в изобилии растет камыш и другие растения, характерные для озер. Под мостом, соединяющим города Бендер и Тирасполь, где еще несколько лет назад дно реки было покрыто песком и галькой, сейчас ил выше щиколоток. Ни власти, ни местные жители не обращают ни малейшего внимания на эти явные признаки деградации главного источника питьевой и технической воды страны.

По некоторым подсчетам профильных специалистов, за советский период Днестр лишился более 73 миллионов кубометров песка и гальки - катастрофическая цифра для реки. В начале 80-х годов прошлого века по требованию Академии наук Молдовы добыча этих ископаемых была прекращена, поскольку разработчики залежей дошли до дна русла и возникла опасность исчезновения воды в тектонических трещинах. Однако уже в 90-е годы добыча песка и гальки возобновилась с еще большей интенсивностью. Татьяна Шарапановская, заместитель директора заповедника «Ягорлык», что неподалеку от города Дубэсарь, утверждает, что в период 1999-2008 году при помощи землесосных драг из Днестра было добыто 500.000 кубометров песка и гальки. Помимо этого, наводнение 2008 года лишило реку еще 300.000 кубометров песка.

Интересы, узаконенные нормативными актами

В последние годы добыча беспрепятственно продолжалась под защитой закона, порицаемого экологами. Под предлогом развития речного транспорта в августе 2013 года Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры провело через правительство Закон № 1894 о внутреннем водном транспорте. Годом позже,  21 августа 2013 года, закон был принят парламентом. Документ оспаривали более 40 неправительственных организаций Республики Молдова и Одесской области. Среди этих организаций были Экологическое движение Молдовы, Ассоциация «ECO-Tiras», Рабочая группа по охране окружающей среды Национального совета по участию, а также группа ученых, которые детально проинформировали власти о катастрофических последствиях добычи песка и гальки из рек страны под предлогом очистки и углубления их русла. Неправительственные организации подчеркивали, что продвигаемый вариант закона приведет не только к уничтожению экосистем рек, но и создаст благоприятную почву для теневой экономики и разрастания коррупции в системе.

Председатель Экологического движения Молдовы Алеку Реницэ утверждает, что он потребовал включить в законопроект четкие положения по охране окружающей среды. «Мы предложили включить в статью 6 законопроекта два дополнительных пункта: песок и галька, добытые на мелководных участках русла рек, в том числе в рамках работ по обустройству и содержанию судового фарватера, подлежат возвращению в полном объеме на участки вверх по течению от места добычи с целью образования нерестилищ, согласно проекту, утвержденному центральным органом окружающей среды; Запрещается продажа песка и гальки, добытых на мелководных участках русла рек», - утверждает Алеку Реницэ. Эколог утверждает, что ни авторы документа, ни парламентарии, ни президент страны, промульгировавший документ, не приняли во внимание аргументы и предложения ученых и гражданского общества.

«Ясно почему. Фирмы, промышляющие незаконной добычей песка и гальки, выручают большие деньги от продажи этих материалов», - утверждает Алеку Реницэ.

На риски, содержащиеся в некоторых положениях означенного документа, обращали внимание и эксперты Центра анализа и предотвращения коррупции (ЦАПК), которые провели анализ законопроекта на коррупциогенность. Так, в анализе ЦАПК отмечалось, что проект может причинить косвенный ущерб обществу, в частности, праву на здоровую окружающую среду. «Проект закона не регламентирует вопрос защиты флоры и фауны водоемов и прилегающих зон в ходе работ по обустройству и содержанию судоходного фарватера», - отмечается в отчете.

Убытки в сотни тысяч, штрафы вдесятеро меньше

Добыча песка из рек – нелицензированная деятельность, следовательно, те, кто ею занимаются, нарушают закон. Несколько предприятий со временем превратили в настоящий бизнес эксплуатацию природных ресурсов, которые должны оставаться неприкосновенными.   В то время как «недроразработчики» периодически меняют дислокацию своей техники вдоль русла реки, сайты объявлений пестрят множеством предложений о «продаже речного песка и гальки» в качестве строительных материалов.

Одним из предприятий, на протяжении многих лет добывавших песок из реки Прут, является ГП «Речной порт Унгень», отвечающий за обеспечение нормального судоходства на этой реке. Еще в марте 2013 года Государственная служба рыбоохраны писала на своей веб-странице, что ГП «Речной порт Унгень» осуществляет работы по добыче полезных минеральных ископаемых (песка) из бассейна реки Прут, которые затем продает юридическим и физическим лицам, тем самым совершая умышленное и грубое нарушение законодательства.

«Данное государственное предприятие на протяжении многих лет умышленно и демонстративно нарушает действующее законодательство в области экологии так называемыми работами по очистке и углублению мелководных участков русла реки Прут для содержания судового фарватера и регулирования течения реки, фактически добывая из русла этого водоема песок и гальку на продажу», - отмечает цитируемый источник. 

В 2015 году администрацию этого предприятия дважды штрафовали суммами в 8.000 леев за незаконную добычу песка и гальки из реки Прут, поведал нам начальник Экологической инспекции Унгень Григорий Влас. «В ходе внезапной проверки, проведенной в сентябре 2015 года совместно с Национальным центром по борьбе с коррупцией (НЦБК), установили, что своей деятельностью в данной области предприятие нанесла государству убыток в размере 369.000 леев. Мы наказали их штрафом в 8.000 леев, а НЦБК возбудила по этим фактам уголовное дело», - отметил Григорий Влас.

Офицеры центра по борьбе с коррупцией подтвердили, что по этому случаю возбуждено уголовное дело против руководства ГП «Речной порт Унгень». Следует заметить, что это единственное уголовное дело, возбужденное НЦБК за последние пять лет за незаконную добычу полезных ископаемых из водных бассейнов. В официальном ответе Центру журналистских расследований представители НЦБК отмечают, что администрация предприятия нарушила несколько положений законодательства, запрещающих добычу песка из русла рек.

«Руководство «Речного порта Унгень» превысило пределы своих законных прав и обязанностей производством работ по незаконной добыче полезных минеральных ископаемых (песка) со дна русла реки Прут в  районе села Семень района Унгень. По состоянию на 30.09.2015 объем добытого песка, сгруженного в кучи на берегу реки и на баржи, составил в общей сложности 1.850 кубометров», - указывается в ответе НЦБК.

Представители порта ссылаются на лазейки в законе

С другой стороны, администрация порта ссылается на Закон о внутреннем водном транспорте, разрешение Капитанской службы порта Джюрджюлешть и Программу деятельности правительства на 2015-2018 годы, которая предусматривает  «расширение и модернизацию портовых мощностей и обеспечение судоходности рек Днестр и Прут». С исполняющим обязанности  начальника порта Владимиром Медведевым побеседовали непосредственно в день его освобождения от занимаемой должности. «Вот так наше министерство оценило мою 40-летнюю деятельность в области», - отметил он, не вдаваясь  в подробности. По мнению Медведева, Экологическая инспекция Унгень и органы правопорядка ошибаются, когда требуют наказать тех, кто добывает песок и гальку из рек. Он признает, что предприятие, которым он руководил, на протяжении нескольких десятилетий добывало песок из Прута, несмотря на то, что это запрещено законом.

«Во всем мире так делают. И у нас это делалось в советский период. А в 1985 году запретили. Но на протяжении всех этих тридцати лет и мы, и остальные порты добывали песок и гальку из Прута и Днестра. От нас требуют: предъявите лицензию. А Лицензионная палата говорит: этот вид деятельности не лицензируется. Один закон говорит одно, другой - противоречит ему. В действительности объяснение проще простого: кто-то наживается за счет этой неразберихи, ибо коррупция процветает там, где много ограничений. За полгода у нас было 20 проверок, против нас возбуждено несколько судебных процессов. Всего этого не было бы, будь у нас четкие, хорошо продуманные законодательные регламентации», - добавил Владимир Медведев.

Переместили технику на левый берег

Что касается Днестра, то здесь больше  предприятий, специализирующихся на незаконной добыче и сбыте песка и гальки. Несколько предприятий добывали сотни тонн песка и гравия в районе сел Пырыта – Кошница и продавали за наличные деньги. Фирмы брали в аренду речную технику у портовых предприятий Унгень и Бендер и получали разрешение от руководства Порта Джюрджюлешть под предлогом углубления судоходного фарватера. Это нам подтвердил экологический инспектор из Дубэсарь Анатолий Граждиян, который сейчас работает в Экологической инспекции района Криулень. Он говорит, что после передачи материалов в отношении этих предприятий в прокуратуру три из них прекратили свою деятельность, а четвертое, ООО «Romirdo», сменило место и продолжает добывать песок и гравий на другом участке.  

Техника по добыче песка у села Кот района Шолдэнешть. Фото: ЦЖРМ

В сентябре 2014 года означенные фирмы попали в поле зрения Министерства окружающей среды, которое провело внезапную проверку на местах. Результаты проверки (получившие тогда широкую огласку в прессе - прим. ред.) показали, что близ села Оницкань района Криулень был установлен комплекс агрегатов, незаконно добывающих песок из Днестра. Рядом с работающим оборудованием стояла баржа, груженная свежедобытым песком. Плавающий кран переносил песок на берег, где уже возвышалась гора в сотни тонн этого материала, который экскаваторами загружали в грузовики. Контролеры установили, что работы производились Государственным предприятием «Речной порт Унгень» при помощи техники, арендованной у Речного порта Бендер.

Несмотря на то, что экс-министр окружающей среды Дорин Душчак потребовал наказать причастных к схеме «недроразработчиков», хищение песка не прекратилось. Так, в июле 2015 года техника предприятия «Речной порт Рыбница» добывала песок и гальку из Днестра в районе сел Кот и Климэуций-де-Жос. Сигнал об этом поступил из Экологической инспекции Шолдэнешть. 

Старший крановщик Василий Малачинский показал инспекторам приказ за подписью исполняющего обязанности директора порта Рыбница И. Гладкова, согласно которому работы согласованы с несколькими тираспольскими чиновниками. Работники предприятия, которых предупредили, что согласно законодательству Республики Молдова эти работы незаконные, обещали подчиниться и прекратить добычу песка. И действительно, через несколько дней технику вывезли. В конце октября 2015 года, однако, технику снова установили на том же участке реки, но только на противоположном, левом берегу, контролируемом так называемыми властями приднестровского региона. Мы попытались узнать, что предпринимает в этом контексте Порт Бендер, кто дает разрешение на ведение таких работ, но наше обращение осталось без ответа.

Последствия - катастрофические

В то время как фирмы, промышляющие нелегальной добычей песка, остаются безнаказанными, экологи говорят, что мы на грани экологической катастрофы. Председатель неправительственной организации «ECO-Tiras» Илья Тромбицкий утверждает, что добыча песка и гальки в течение 7-15 лет может привести к уменьшению толщины слоя воды на 50-150 сантиметров. «Когда в период правления коммунистов в парламенте появился законопроект о добыче песка и гальки из рек страны, мы обратились за консультацией к зарубежным коллегам. Тогда на президента страны посыпались письма со всего мира, авторы которых приводили аргументы, доказывающие, насколько опасным может стать такой закон. И проект был отклонен. Но следующее правительство не приняло во внимание означенные аргументы», - говорит Илья Тромбицкий.

Одесский эксперт в области экологии Иван Русев говорит, что уровень рек днестровского бассейна, протекающих по территории Украины, из которых интенсивно добывали песок и гальку, снизился  примерно на 15 сантиметров. Аналогичная ситуация и во многих селах Республики Молдова, где в последние годы иссякли десятки колодцев. 

Согласно мировой практике, добыча песчаных и песчано-галечных наносов из рек, на  которых существует хоть одна плотина или дамба, недопустима по той причине, что затрудняет миграцию песка и гальки с верховья реки на оголенные участки. Днестр перекрыт тремя плотинами – двумя на территории Украины и одной на территории РМ, а именно гидроэлектростанцией в Дубэсарь.

Другой эколог, сопредседатель Тираспольского общественного экологического совета Павел Игнатьев говорит, что песок и галька – главные естественные фильтры реки, способствующие самоочищению воды. «В отсутствие этих природных фильтров потребуются дополнительные финансовые затраты на очистку питьевой воды», - утверждает он.

Пренебрежение к вопросам экологии

Председатель Экологического движения Молдовы (ЭДМ) Алеку Реницэ отмечал недавно на пресс-конференции, что на протяжении своей деятельности ЭДМ собрало множество досье по экологическим проблемам, которые так и остались нерешенными, среди них и дело о запрещении добычи песка из русла рек Прут и Днестр.

Министерство окружающей среды представило недавно правительству проект постановления о внесении изменений и дополнений в Закон о внутреннем водном транспорте Республики Молдова, а также о дополнении статьи 228 Уголовного кодекса Республики Молдова. Если данный документ будет принят парламентом, незаконная добыча и продажа песка, гальки и гравия из мелководных участков русла рек Днестр и Прут будет наказываться в уголовном порядке.

Расследование выполнено в рамках Кампании «Журналисты за прозрачность управления публичными фондами», проводимой Центром журналистских расследований при поддержке Посольства США в Республике Молдова.

Материалы платформы www.investigatii.md могут быть использованы только в сокращении до 1000 символов. В обязательном порядке следует указывать источник и имя автора материала. Все интернет ресурсы обязаны указывать источник и прямую ссылку на статью. Печатные издания, радиостанции и телеканалы должны озвучивать источник. Копирование полного текста разрешается только по предварительной договоренности с Центром Журналистских Расследований. Все материалы платформы Investigatii.md защищены Законом №139 об авторском праве и смежных правах.

Комментарии