Тысячи детей в Республике Молдова видят своих родителей раз в несколько месяцев. Препорученные заботам родственникам или случайных людей, многие из них попадают в статистику насилия и злоупотреблений. Власти говорят, что подобных случаев не было бы, если перед отъездом родители позаботились оформить опекунство над ребенком одного из родственников или доверенных лиц. В свою очередь, родители утверждают, что в некоторых случаях процедура слишком сложная, а сбор пакета необходимых документов может затянуться на много недель.
ВИДЕО: Елена Молдовану, Марин Богоновский
Хирургическое вмешательство, зачисление в школу или детский сад либо оформление документов, удостоверяющих личность, - все это проблемы, которые невозможно решить в отсутствие родителей или законного представителя. Уже несколько лет существует механизм, согласно которому родители, уезжающие за рубеж, могут поручить заботу о детях одному из оставшихся в стране членов семьи, который берет на себя полную ответственность за их безопасность. На юридическом языке процедура называется «временная опека», которая прекращается с момента возвращения родителя в страну. Власти уверяют, что процедура более чем простая, а начать ее следует с подачи заявления в примэрию. Однако, как показывает действительность, если в некоторых населенных пунктах этот механизм работает безупречно, в других бюрократия делает его почти бесполезным.
В отсутствие родителей – не могут сдавать выпускные экзамены по окончании гимназии
Два ученика IX класса одной из гимназий района Хынчешть рискуют не быть допущенными к выпускным экзаменам в текущем году. Причина – отсутствие удостоверения личности. Документ невозможно оформить без согласия родителей, которые на заработках за рубежом. Проблемы можно было бы избежать, если бы перед объездом родители оформили опекунство над детьми, препоручив таким образом заботу о них кому-то из доверенных лиц.
Заведующая районным управлением образования, молодежи и спорта Валентина Тону утверждает, что школа попыталась решить проблему с тем, чтобы названные два подростка могли сдавать экзамены вместе с их одноклассниками. «Мы обратились в управление социальной помощи и защиты семьи, в бюро учета населения. Надеемся, что нам удастся решить эту проблему, чтобы учащиеся могли получить удостоверение личности», - говорит госпожа Тону.
В Хынчешть, как и по всей стране, количество детей, оставшихся безнадзорными вследствие трудовой миграции родителей, весьма внушительное. На данный момент из примерно 12 тысяч учащихся района около 2000 детей остались без родительского надзора вследствие миграции. Многие из них остались на попечении старших братьев, без непосредственного участия взрослых в их воспитании.
Наличие опекуна – необходимо и в случае неотложной медицинской помощи
В отсутствие законного представителя ребенка возникают проблемы и в случаях необходимости неотложной медицинской помощи. Одно из действующих предписаний Министерства здравоохранения запрещает неотложные медицинские вмешательства без согласия родителей или законных представителей. В районе Стрэшень властям недавно пришлось вмешаться для решения экстремальной ситуации, когда ребенок, оставшийся один дома, оказался на операционном столе с острым аппендицитом. «Ребенка нужно было оперировать, но для этого требовалось согласие законного представителя. В конце концов мы нашли одну бабушку и попросили ее дать согласие. Врачи поступили правильно. В данной ситуации ошибку совершили родители, которые перед отъездом не оформили официальную опеку», - говорит нам методист Управления образования, молодежи и спорта района Стрэшень Евгения Мыцэ.
Власти говорят, что упростили процедуру
Чтобы подобные ситуации впредь не возникали, власти задались целью упростить процедуру установления опеки над детьми мигрантов. Заместитель министра труда, социальной защиты и семьи Виорика Думбрэвяну говорит, что родители, уезжающие за рубеж на срок свыше трех месяцев, обязаны по закону ставить об этом в известность власти и официально оформлять одну из форм защиты ребенка – опеку или временную опеку.
Заместитель министра уверяет, что данная процедура не требует дополнительных расходов и длится не очень долго. «Не нужны медицинские справки, характеристики. Просто производится оценка, действительно ли соответствующее лицо способно обеспечить уход за ребенком, участвовать в его воспитании. Затем распоряжением примара устанавливается опека или попечительство», - отметила представитель руководства Министерства здравоохранения. Виорика Думбрэвяну утверждает, что закон пермиссивный и в ситуациях, когда родители хотят установить опеку пост-фактум, то есть, уже после отъезда за границу. «Закон не предусматривает необходимость удостоверения соответствующего заявления или его персонального представления заявителем. Родители могут прислать заявление в орган опеки и попечительства по почте или по факсу. Важно, чтобы было согласие родителей на установление опеки лица, на попечении которого оставили ребенка», - добавила замминистра.
Бюрократия в примэрии Орхей
В то время как чиновники уверяют, что процедура более чем простая, в районах ситуация выглядит по-разному. В Орхей, например, существуют две абсолютно противоположные практики установления опеки над детьми мигрантов. Так, если в селах района процедура длится всего лишь 2-3 дня, то в примэрии города Орхей родителям нужно представлять десятки документов, оформление которых может затянуться на несколько недель. Специалисты в области защиты прав ребенка говорят, что бюрократия пугает и родителей, и потенциальных опекунов. Названия необходимых документов не вмещаются на двух листах - помимо непосредственного заявления, нужно представить целый ряд справок, автобиографий, медицинских заключений, справок о составе семьи, а также документов, подтверждающих право собственности на жилье – документ, для получения которого соискателям нужно заплатить государственный сбор.
Людмила Григорьева, пенсионерка из города Орхей, несколько месяцев обивала порог примэрии, пока наконец-то оформила опеку над своим внуком Вячеславом, которого растит, практически, с пеленок. Сейчас мальчику 13 лет, а необходимость оформления опеки возникла в момент, когда бабушка попыталась сделать ему паспорт. «Хотела поехать с ним в санаторий, но без паспорта не можем выехать из страны. Столкнулась с проблемами и в больнице, когда у мальчика был приступ острого аппендицита, ну а поскольку я не являлась опекуном, проблему решила с большим трудом», - говорит женщина.
Вся процедура затянулась примерно на два месяца, а самой трудной ее частью было оформление всех запрашиваемых документов. Женщина говорит, что сейчас, после того как примэрия ужесточила правила, она вряд ли сумела бы собрать все необходимые документы и выполнить все установленные властями условия.
«У нас нет собственного жилья, снимаем квартиру. Я пенсионерка, соответственно, не соответствую ряду условий, установленных примэрией», - утверждает Людмила Григорьева. Мнение женщины разделяют и специалисты в области защиты прав ребенка. Социальный ассистент-супервизор примэрии города Орхей Валентина Лазарь говорит, что перечень документов чрезмерный, и он не стимулирует, а пугает людей, ходатайствующих об оформлении опеки.
«Я понимаю, что это сделано с целью максимальной защиты детей в связи с многочисленными случаями трафика и других рисков. Но, к сожалению, подобные препятствия только пугают бенефициаров». Специалист говорит, что оценка, которую осуществляет социальный ассистент, включает такие критерии, как бытовые условия, доходы семьи, проблемы, с которыми сталкивается семья, и др. «Соответственно, считаю, что запрашиваемые властями сопутствующие документы, бесполезны. Автобиография заявителя, право собственности на жилье – это не столь важные аспекты. Считаю, что это не должно быть препятствием», - говорит Валентина Лазарь.
В других примэриях района Орхей процедура намного проще
В отличие от городской примэрии, в остальных населенных пунктах района процедура установления опеки длится не более недели, а количество необходимых документов намного меньше. Специалисты районного управления социальной помощи сообщили, что с начала текущего года в примэриях района зарегистрировано около 28 временных опек.
Главный специалист по защите прав ребенка Управления социальной помощи Марианна Рэйлян говорит, что установление временной опеки длится не более трех дней. «Все документы оформляются в примэрии, социальный ассистент сотрудничает с местной многопрофильной группой. Думаю, что максимум в течение трех дней удается подготовить все документы», - утверждает Марианна Рэйлян. На протяжении всего периода, пока ребенок находится под временной опекой, социальный ассистент обязан посещать его на дому и оценивать положение ребенка. В обязанности социального ассистента и вмешательство в случае возникновения проблемы или ситуации риска для ребенка.
«Риски для ребенка очень велики в ситуациях, когда опека не устанавливается, - его могут покинуть, оставить безнадзорным, он лишен возможности законного представительства в различных учреждениях. В этих случаях взрослый, на попечении которого оставлен ребенок, не может быть привлечен к ответственности, так как он не является законным представителем ребенка», - говорит Марианна Рэйлян.
И в селе Клишова, также из района Орхей, коммунитарный социальный ассистент Мария Герчиу пытается убедить всех родителей, уезжающих за рубеж, представить в примэрию весь пакет необходимых документов для установления опеки. «Мы стареемся, чтобы ни один ребенок не остался безнадзорным. С годами все больше родителей уведомляют примэрию о своем отъезде. Мы оформляем опеку на дедов, родственников, других членов расширенной семьи. Работаем и держим под контролем ситуацию этих детей, посещение школы, детского сада, медицинских учреждений», - говорит социальный ассистент.
И в Пересечина, другом селе района Орхей, с населением свыше 5 тысяч жителей, все больше мигрантов оставляют детей на попечении официально установленных людей, когда уезжают за рубеж. Социальный ассистент Галина Гайдук уверяет, что процедура несложная и что до сих пор 42 семьи оставили своих детей на попечении опекунов после отъезда за рубеж.
Алла Тутунарь, 28-летняя жительница села Пересечина, является опекуном своей младшей сестры – десятилетней Кристины. У женщины двое маленьких детей, а после отъезда родителей за рубеж она взяла на себя и заботу о своей младшей сестре.
«Социальный ассистент села уведомила меня о необходимости этой процедуры. Я сказала родителям, чтобы они подготовили все документы, и подала заявление в примэрию. Процедура длилась не более трех дней. Сейчас я чувствую себя спокойнее, поскольку являюсь родителем с документами в порядке, пока мать и отец в отъезде», - говорит Алла.
Количество детей мигрантов – неизвестная
По утверждениям Министерства труда, на уровне республики численность детей, родители которых находятся на заработках за рубежом, составляет около 50 тысяч. Власти, однако, уточняют, что речь идет только о детях, официально зарегистрированных социальными ассистентами страны. Неофициально на уровне страны оперируется цифрой свыше 100 тысяч детей мигрантов.
Ответственность за детей, оставшихся без родительского надзора (то есть, детей в трудной жизненной ситуации или в ситуации риска), «разделена» между министерствами социальной защиты, просвещения, внутренних дел, здравоохранения и Национальной кассой социального страхования. На местном уровне ответственность за этих детей несут не только социальные ассистенты, примары, но и учителя, медработники и другие специалисты. Однако, без эффективной системы «учета» детей, оставшихся одними дома, власти вынуждены оперировать цифрами, которые далеки от реальной ситуации.
Одно из действующих ныне постановлений правительства обязывает мигрантов, легально уезжающих на заработки за рубеж, предъявлять на пунктах перехода границы документ, доказывающий оформление опеки над ребенком. Однако большинство молдаван уезжают на заработки за рубеж нелегально, а это значит, что к ним эта обязанность не может применяться.
Представители ряда неправительственных организаций, специализирующихся на защите ребенка, утверждают, что государство несет прямую ответственность за информирование граждан с тем, чтобы они перед отъездом оформляли все необходимые документы для установления временной опеки над ребенком.
Председатель Центра информирования и документирования о правах ребенка Чезар Гаврилюк утверждает, что власти должны лучше информировать население. «К сожалению, отношение властей сводится к порицанию родителей, не принимающих все меры предосторожности, когда уезжают за рубеж. Власти мало что делают для решения этой проблемы. Особенно в сельских зонах, где примары и социальные ассистенты знают все семьи, в которых один или оба родителя уезжают на заработки за рубеж. Это, фактически, их обязанность - общаться с людьми, разъяснять им букву закона, требовать, чтобы они приходили в примэрию и устанавливали опеку над своими детьми», - говорит Чезар Гаврилюк.
Чезар Гаврилюк считает, что власти, особенно на центральном уровне, должны занимать более решительную позицию и требовать от тех, в обязанности которых информировать население, заботились о том, чтобы родители были информированными. «Я не видел ни одного наказанного примара за то, что не выполнил свою работу как следует, не выполнил свои служебные обязанности», - говорит Гаврилюк.
По данным исследования о ситуации детей мигрантов, более чем у 100 тысяч детей РМ один или оба родителя находятся на заработках за рубеж. Большинство из них остались на попечении дедов или более дальних родственников.
Расследование выполнено в рамках проекта «Advocacy for Child Rights», проводимого Центром журналистских расследований (ЦЖРМ) при поддержке ЮНИСЕФ в Молдове. Мнения, изложенные на этом сайте, принадлежат авторам и редакторам, и не обязательно отражают политики или позицию ЮНИСЕФ.
Материалы платформы www.investigatii.md могут быть использованы только в сокращении до 1000 символов. В обязательном порядке следует указывать источник и имя автора материала. Все интернет ресурсы обязаны указывать источник и прямую ссылку на статью. Печатные издания, радиостанции и телеканалы должны озвучивать источник. Копирование полного текста разрешается только по предварительной договоренности с Центром Журналистских Расследований. Все материалы платформы Investigatii.md защищены Законом №139 об авторском праве и смежных правах.
Комментарии